Физкультура для маленького ребенка


Все родители, несомнен­но, хотят, чтобы их ре­бенок рос здоровым, сильным и крепким, од­нако они часто забыва­ют, что хорошие физи­ческие данные обуслав­ливаются и двигательной активностью ребенка и помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Забота о формировании двигательных функ­ций ребенка, о развитии необходи­мого уровня ловкости, быстроты, си­лы и других показателей является первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу. Дети с момента рождения до двух лет нуждаются в особом под­ходе, использовании специальных упражнений и методов. Основной для занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. После 6 лет занятия в семье не прекращаются, однако появляются и другие возмож­ности для физического развития ре­бенка в детском саду и школе.

Когда и сколько заниматься

Возможность включить в распоря­док дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда, необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколь­ко минут. Прежде всего, следует со­блюдать принцип регулярности, что­бы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

Продолжительность занятий роди­телей с ребенком различна, она зави­сит от возраста ребенка, от того, ка­ким временем располагают родители, от времени дня и от того, что делает ребенок до и после занятий.

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна разминаются мышцы тела, ускоря­ют кровоток в тканях. Лучше исполь­зовать для зарядки легкие и уже зна­комые упражнения, поскольку обыч­но не хватает времени и терпения раз­учивать новые, более сложные. Про­должительность утренних занятий — до 10 минут.

Необходимо до обеда дать ребен­ку возможность погулять, покататься на детском самокате, велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы прове­сти 15-20-минутный более интенсив­ный урок, включив в него упражне­ния для крупных групп мышц.

Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку боль­ше времени для освоения разнооб­разных движений с предметами (иг­рушками, велосипедом, самокатом) и для упражнений на различных сна­рядах (гимнастических стенках, ка­челях, горках), если возможно, в об­ществе сверстников. В это же время удобно провести более длительное занятие с одним из родителей (около 20 минут).

Упражнения перед ужином — наиболее частая форма совместных занятии, так как родители, как прави­ло, дома и хотя бы один из них мо­жет заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акроба­тических элементов, проведения игр и совершенствования достигнутого. Продолжительность занятий – 20-30 минут, с шестилетними детьми — до 45 минут.

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется. Стоит использовать любую воз­можность подвигаться вместе с ре­бенком на свежем воздухе, которую предоставляют выходные дни.

Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребыва­ние на свежем воздухе. Интересно, что, пока ребенок находится в груд­ном возрасте, родители добросо­вестно соблюдают этот принцип, но, когда дети подрастают, родители бывают уже не столь последователь­ны. Если ребенок может в летнее время проводить весь день на воз­духе, это обычно благоприятно отра­жается на его физическом развитии. Для нормального физического развития здорового ребенка ему не­достаточно просто сопровождать мать за покупками, спешить за ней по оживленным улицам города; не­обходимым требованием является возможность свободно побегать. Ребенку 3-5-летнего возраста полез­нее побегать по травке, поиграть, чем идти в поход,— в таком случае ребенок сам контролирует степень своего утомления.

Как заинтересовать ребенка за­нятиями физкультурой

Здорового ребенка не требуется принуждать к занятиям физкульту­рой, он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и но­вые задания. Ни в коем случае не сле­дует принуждать ребенка к выполне­нию каких-либо особо сложных или монотонных движений или превра­щать занятия в скучный урок. Занятия должны проходить в виде игры, тогда ребенок все время будет находить­ся в прекрасном настроении. Хорошо, если мы ободрим ребенка похвалой, удивимся, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет. Пробу­дить у ребенка интерес к занятиям можно, продемонстрировав то, что он умеет, остальным членам семьи или другим детям. Так, постепенно у ребенка развивается здоровая са­моуверенность и стремление учиться дальше, осваивать новые, более слож­ные движения и игры.

Если у ребенка отсутствует же­лание заниматься, нужно, прежде всего, проанализировать причины его негативного отношения (болен, устал, сонный) и постараться в дальнейшем создавать более благоприятные ус­ловия. Некоторые полные дети не любят занятия, потому что им тяже­ло двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью ди­еты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Поощре­нием   для   них    может,   кроме   похвалы, служить и убедительное объясне­ние, почему им необходимы физи­ческие занятия (чтобы он не был по­хож на медвежонке, чтобы его не обгоняли другие дети, чтобы он ско­рее научился плавать — полные де­ти обладают прекрасными данными для освоения плавания).

Чем и как заниматься

Прежде всего, взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как бу­дет его выполнять и какой цели стре­мится достичь. Каждое упражнение и каждая подвижная игра имеет свою задачу, цель, поэтому они подраз­деляются на несколько групп.

В первую группу входят упраж­нения, направленные на выработку правильной осанки, правильного поло­жения головы, плеч, других отде­лов тела. Упражнения такого    рода называются оздоровительными, хо­тя и остальные упражнения имеют большое оздоравливающее значе­ние, однако именно эти движения направлены непосредственно на формирование правильной осан­ки. При выполнении этих упраж­нений необходимо заботиться глав­ным образом о правильности выпол­нения, о правильном положении от­дельных частей тела, чтобы добить­ся требуемого выпрямления спины, растягивания соответствующих групп мышц и т. п. Родители прежде долж­ны продемонстрировать упражне­ние ребенку, чтобы он видел, как сле­дует его правильно выполнять, а за­тем помочь ему освоить новое дви­жение. При выполнении любого уп­ражнения этой группы требуются по­мощь и неназойливое наблюдение со стороны взрослых, чтобы отдельные позы и положения были правильны­ми.

Во вторую группу входят упраж­нения, содержащие акробатические элементы. Они направлены на раз­витие гибкости, ловкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Выполнение этих движений, чтобы они были полностью безопасными, тре­бует от взрослого проявления боль­шой осторожности и внимания. По­скольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка сме­лость, умение преодолевать страх, вызываемый необычными положениями тела (например, головой вниз) или быстрыми изменениями пози­ций (при раскачивании и перебра­сывании ребенка), следует терпеливо учить ребенка ориентироваться в не­обычных положениях, пока он не пре­одолеет боязливость и не будет с ра­достью повторять акробатические упражнения.

В третью группу входят подвиж­ные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазание и бро­сание. Чтобы эти естественные дви­жения обладали притягательностью для детей, их объединяют игрой с очень простыми правилами. Таким образом, ребенок учится и соблю­дать определенные правила, порядок, умению сосредоточиваться и приучать­ся к дисциплине, учится также и уме­нию проигрывать (все не могут быть первыми, необходимо учесть и воз­можность оказаться на последнем месте, если другие окажутся более проворными). Для выполнения упражнений этой группы нужен коллектив, поэтому ребенок играет с родителями либо со старшими братьями и сестрами.

В четвертую группу входят упраж­нения с использованием различных предметов или снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда от­носится, например, ходьба по при­поднятой и наклонной плоскости, ла­зание по лесенке и гимнастической стенке, подлезание и проползание под различными препятствиями, перелезание и    перепрыгивание препятствий, вспрыгивание на препятствия. Здесь необходимо соблюдать прин­цип постепенного повышения требо­ваний к детям. Особенно важна изобретательность родителей, которая поможет в повседневных условиях подготовить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивания и раскачива­ния, которые обогатили бы запас дви­жений ребенка. В этих упражнениях важна не столько точность выполне­ния, сколько быстрая адаптация к не­обычным условиям.

Как обеспечить безопасность за­нятий

Каждое движение, которое вы­полняется вместе с ребенком, долж­но быть правильно выбрано и хорошо исполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Насколько необходимо обеспечение безопасно­сти, страховки и помощи ребенку, настолько неоправданна излишняя боязливость, которая мешает ребен­ку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные принципы обес­печения безопасности, которые сле­дует соблюдать при воспитании у ре­бенка смелости.

Поднимая ребенка, никогда не следует держать его только за кисти, всегда за предплечье целиком, по­скольку кости запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопас­ным местом при поддержке ребенка являются бока. При выполнении акробатических упражнений очень важ­ны движения рук взрослого, предо­храняющие позвоночник от неправиль­ного изгиба и голову от неправиль­ного поворота или удара.

Новое упражнение следует осва­ивать медленно и постоянно под­держивать ребенка, чтобы он испыты­вал чувство уверенности. При даль­нейшем повторении можно ускорять темп упражнения и постепенно пе­рестать помогать ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это уп­ражнение самостоятельно (например, проход по узкой лавочке, лазание по лестнице, спрыгивание с нижней сту­пеньки). Постоянно подстраховывайте ребенка, будьте готовы в случае не­обходимости быстро его подхватить.

Учите ребенка быть вниматель­ным на занятиях, чтобы он сам забо­тился о безопасности. Более слож­ные упражнения следует всегда вы­полнять на мягкой подстилке (на ков­ре, траве), так же как и прыжки. Стре­митесь предотвратить опрометчи­вость и небрежность ребенка, осо­бенно при выполнении упражнений на высоте.

Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо. Через 1-2 секунды следует вернуть ребенка в исходное положение, луч­ше несколько раз повторить упраж­нение.

Наиболее опасные упражнения никогда не следует использовать для соревнования, их следует всегда вы­полнять медленно и сосредоточенно, чтобы ребенок не ослабил внимания, а взрослый не допустил оплошности в подстраховке.

Чем лучше мы научим ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, чем меньше избалуем его различными средствами созда­ния комфорта, который ведет лишь к бездеятельной лени, тем лучше под­готовим его к предстоящей взрослой жизни.

Как одеться для занятий

Одежда для занятий физкульту­рой должна быть такой, чтобы не за­труднять движений и предоставлять как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома дети могут заниматься только в спортивных трусиках и босиком, в более про­хладное время и на улице — в спор­тивном костюме и теннисных туфлях. Особое внимание обращайте на вред­ные тесные резинки на поясе и под коленями (гольфы долой !), на неги­гиеничность использования резиновой обуви, в которой парятся ноги, на не­нужные подтяжки и чрезмерно теп­лую одежду (нижнее белье под тре­нировочным костюмом), которая мешает свободе движений и не по­зволяет наблюдать за движениями, следить за осанкой и т. д.

Специальная одежда требуется для спортивных занятий зимой. Луч­ше одеть ребенка в два легких сви­терка, чем в не пропускающий воздух комбинезон или тяжелое пальто. По возвращении с катания на санках или лыжах ребенка необходимо пере­одеть в сухую одежду, переобуть и со­греть теплым питьем.

Примерные упражнения из различ­ных групп

Оздоровительные упражнения

Птичка. Ребенок сгибает руки в лок­тях, пальцы касаются плеч (кры­лышки). Взрослый помогает ребенку выпрямить спину, поглаживая по ло­паткам и притягивая локти ближе к телу. Затем ребенок выполняет прыж­ки на одном месте.

Посмотри на носки! Лежа на спине, ребенок поднимает ноги, поднимает голову и смотрит на носки. Взрослый исправляет положение позвоночни­ка — ребенок должен всей спиной прижиматься к подстилке. Спустя 1 — 2 секунды ребенок медленно опуска­ет голову и опускает ноги. Повторить 6 раз.

Часы. В положении сидя, ноги скре­стно, руки на коленях, покачивание головы вперед и назад, вправо и вле­во (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрос­лый следит за прямым положением спины.

Кто сумеет? Из положения лежа на спине ребенок пытается сесть без помощи рук, взрослый помогает ему, прижимая носки ног к земле. Сидя, ребенок низко наклоняется вперед, лицом — в колени, руки касаются ступней.

Окошко. Ребенок сидя соединяет перед собой руки, образуя окошко, через которое протаскивает пооче­редно одну и другую ногу. Окошко не должно разорваться. Повторить до 4 раз каждой ногой.

Сядь на пятки! Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый заботится, чтобы осанка была пра­вильной.

Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибает позвоночник в области груди, потом наклоняет голову впе­ред и выгибает позвоночник в груд­ной области. Взрослый корректирует движение, чтобы руки оставались на­пряженными. Упражнение способству­ет развитию подвижности позвоноч­ника.

Акробатические упражнения

Едем с горки без колес. Ребенок сидя передвигается вперед на ягоди­цах без помощи рук (поворотами ту­ловища).

Скамеечка. Ребенок, стоя на коле­нях, слегка расставив ноги, садится на землю между голенями.

Одноногая кукла. Ребенок, стоя на одной ноге, сгибает вторую ногу перед собой (за собой, в сторону и т. п.), взрослый вначале придерживает его за руки. При повторении упражне­ния  меняется опорная нога.

Катание бочек. Ребенок на уме­ренно наклонной плоскости, на ровном месте и на небольшом склоне пере­ворачивается самостоятельно из поло­жения лежа на животе в положение лежа на спине, руки вдоль тела, у лица или за головой.

Кувырок самостоятельно. Ребе­нок выполняет кувырок на мягкой подстилке из стойки ноги врозь, пере­ходя в положение сидя, согнувшись. Взрослый сначала помогает ему, при­держивая за затылок. Освоив один кувырок, включают один за другим два кувырка. При этом ребенок дол­жен сразу же после выполнения пер­вого кувырка быстро наклониться впе­ред.

Воздушный полет. Ребенок, сидя на корточках, кладет руки на руки взрослого так, чтобы взрослый дер­жал его за предплечье целиком, кисть ребенка должна находиться под мыш­кой взрослого. Ребенок отталкивается от земли, и взрослый по большой амп­литуде переносит его в воздухе с одной стороны ковра (подстилки, газона) на другую, где ребенок легко соскаки­вает вниз на корточки. Упражнение повторить около 6 раз. Его цель — научить ребенка сильно отталкивать­ся и лететь в согнутом положении.

Подвижные игры

Соревнования по ходьбе. Взрос­лый соревнуется с ребенком в быст­рой ходьбе по наклонной поверхности, лавочке, узкому бревну, неровной поверхности, снегу, высокой траве, в ходьбе выпрямившись  на корточках и т. п. Притом взрослый следит, пра­вильно ли идет ребенок (например, не идет ли он вразвалку), и постоянно побуждает к правильной осанке при ходьбе.

Игра с мячом. Ребенок ползет на четверенькак и головой подталкивает перед собой большой легкий мяч (надувной), руками он не должен его касаться. Игра способствует развитию подвижности всего позвоночника.

Броски в цель. В месте, достижи­мом для ребенка, повесьте большую мишень, например корзину или обруч. Ребенок стремится бросить мяч в мишень. повторяет броски и, таким образом, отрабатывает правильный замах и бросок. За каждое попада­ние ребенок получает очко. Внима­ние!!! Цель не должна быть располо­жена слишком близко, чтобы ребенку не пришлось напрягать зрение.

Упражнения с использованием снарядов

Зимой: на раскатанной ледяной дорожке. На замерзшей ледяной до­рожке или на скользком снегу роди­тели учат ребенка хорошо скользить стоя, держа его каждый за руку, тянут вперед (скольжение втроем) или один из родителей держит ребенка под мышками перед собой. Постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он разбегался и катился самостоятельно.

Игры на снегу. Любимое развлечение, как детей, так и родителей — игры на снегу: прокладывание тро­пинок в снегу, салки на снегу, наблюде­ние за следами животных и людей, лепка снежков и метание их в цель, игра в снежки. Ребенок привыкает выдерживать неприятное попадание снега, закаляется.

Весной — осенью: езда на трехколесном велосипеде, самокате, дере­вянной лошадке. Такая езда очень полезна для общего физического развития ребенка, но не нужно пере­барщивать. Любая односторонняя деятельность чрезмерно утомляет ребенка и угрожает его росту. На­пример, при езде на самокате необхо­димо менять отталкивающую йогу, поскольку при постоянной долговре­менной езде с отталкиванием только правой ногой существует опасность искривления позвоночника.

Добавить комментарий

Облако тегов

Эндрю Тейлор Стилл бег блуждающий нерв где находится вдох вегетативная нервная система регулирует взрослый выдох грудная и брюшная полость движение дыхание закаливание холодной водой занятия здоровый игра исходное положение кислород колено легкий локтевого нерва локтевой нерв лучезапястного сустава лучезапястный сустав ноги оздоровительный оздоровительный бег онемение безымянного пальца онемение мизинца парестезия положение правильный уход правый раздражение блуждающего нерва ребенок родитель руки солнечное сплетение сосудисто нервный пучок средство тонус блуждающего нерва триггерные точки туловище упражнения функции блуждающего нерва ходьба чревное сплетение Остеопатия (30)
Психическое здоровье (12)
Физкультура (15)
Народная медицина (12)
Правильное питание (8)
Симптомы заболеваний (19)
Диета (8)

Облако тегов плагина WP Cumulus от сайта "Плагины и шаблоны для WordPress" требует для просмотра Flash Player 9 или выше.