Физкультура для маленького ребенка
Все родители, несомненно, хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают, что хорошие физические данные обуславливаются и двигательной активностью ребенка и помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Забота о формировании двигательных функций ребенка, о развитии необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других показателей является первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу. Дети с момента рождения до двух лет нуждаются в особом подходе, использовании специальных упражнений и методов. Основной для занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. После 6 лет занятия в семье не прекращаются, однако появляются и другие возможности для физического развития ребенка в детском саду и школе.
Когда и сколько заниматься
Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда, необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Прежде всего, следует соблюдать принцип регулярности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.
Продолжительность занятий родителей с ребенком различна, она зависит от возраста ребенка, от того, каким временем располагают родители, от времени дня и от того, что делает ребенок до и после занятий.
Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна разминаются мышцы тела, ускоряют кровоток в тканях. Лучше использовать для зарядки легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения разучивать новые, более сложные. Продолжительность утренних занятий — до 10 минут.
Необходимо до обеда дать ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате, велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для крупных групп мышц.
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами (игрушками, велосипедом, самокатом) и для упражнений на различных снарядах (гимнастических стенках, качелях, горках), если возможно, в обществе сверстников. В это же время удобно провести более длительное занятие с одним из родителей (около 20 минут).
Упражнения перед ужином — наиболее частая форма совместных занятии, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических элементов, проведения игр и совершенствования достигнутого. Продолжительность занятий – 20-30 минут, с шестилетними детьми — до 45 минут.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется. Стоит использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе, которую предоставляют выходные дни.
Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересно, что, пока ребенок находится в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают этот принцип, но, когда дети подрастают, родители бывают уже не столь последовательны. Если ребенок может в летнее время проводить весь день на воздухе, это обычно благоприятно отражается на его физическом развитии. Для нормального физического развития здорового ребенка ему недостаточно просто сопровождать мать за покупками, спешить за ней по оживленным улицам города; необходимым требованием является возможность свободно побегать. Ребенку 3-5-летнего возраста полезнее побегать по травке, поиграть, чем идти в поход,— в таком случае ребенок сам контролирует степень своего утомления.
Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой
Здорового ребенка не требуется принуждать к занятиям физкультурой, он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению каких-либо особо сложных или монотонных движений или превращать занятия в скучный урок. Занятия должны проходить в виде игры, тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Хорошо, если мы ободрим ребенка похвалой, удивимся, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям можно, продемонстрировав то, что он умеет, остальным членам семьи или другим детям. Так, постепенно у ребенка развивается здоровая самоуверенность и стремление учиться дальше, осваивать новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка отсутствует желание заниматься, нужно, прежде всего, проанализировать причины его негативного отношения (болен, устал, сонный) и постараться в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят занятия, потому что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Поощрением для них может, кроме похвалы, служить и убедительное объяснение, почему им необходимы физические занятия (чтобы он не был похож на медвежонке, чтобы его не обгоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать — полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания).
Чем и как заниматься
Прежде всего, взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и какой цели стремится достичь. Каждое упражнение и каждая подвижная игра имеет свою задачу, цель, поэтому они подразделяются на несколько групп.
В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других отделов тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными, хотя и остальные упражнения имеют большое оздоравливающее значение, однако именно эти движения направлены непосредственно на формирование правильной осанки. При выполнении этих упражнений необходимо заботиться главным образом о правильности выполнения, о правильном положении отдельных частей тела, чтобы добиться требуемого выпрямления спины, растягивания соответствующих групп мышц и т. п. Родители прежде должны продемонстрировать упражнение ребенку, чтобы он видел, как следует его правильно выполнять, а затем помочь ему освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуются помощь и неназойливое наблюдение со стороны взрослых, чтобы отдельные позы и положения были правильными.
Во вторую группу входят упражнения, содержащие акробатические элементы. Они направлены на развитие гибкости, ловкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Выполнение этих движений, чтобы они были полностью безопасными, требует от взрослого проявления большой осторожности и внимания. Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычными положениями тела (например, головой вниз) или быстрыми изменениями позиций (при раскачивании и перебрасывании ребенка), следует терпеливо учить ребенка ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязливость и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.
В третью группу входят подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазание и бросание. Чтобы эти естественные движения обладали притягательностью для детей, их объединяют игрой с очень простыми правилами. Таким образом, ребенок учится и соблюдать определенные правила, порядок, умению сосредоточиваться и приучаться к дисциплине, учится также и умению проигрывать (все не могут быть первыми, необходимо учесть и возможность оказаться на последнем месте, если другие окажутся более проворными). Для выполнения упражнений этой группы нужен коллектив, поэтому ребенок играет с родителями либо со старшими братьями и сестрами.
В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов или снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относится, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазание по лесенке и гимнастической стенке, подлезание и проползание под различными препятствиями, перелезание и перепрыгивание препятствий, вспрыгивание на препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, которая поможет в повседневных условиях подготовить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивания и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация к необычным условиям.
Как обеспечить безопасность занятий
Каждое движение, которое выполняется вместе с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо исполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Насколько необходимо обеспечение безопасности, страховки и помощи ребенку, настолько неоправданна излишняя боязливость, которая мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные принципы обеспечения безопасности, которые следует соблюдать при воспитании у ребенка смелости.
Поднимая ребенка, никогда не следует держать его только за кисти, всегда за предплечье целиком, поскольку кости запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасным местом при поддержке ребенка являются бока. При выполнении акробатических упражнений очень важны движения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неправильного поворота или удара.
Новое упражнение следует осваивать медленно и постоянно поддерживать ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности. При дальнейшем повторении можно ускорять темп упражнения и постепенно перестать помогать ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение самостоятельно (например, проход по узкой лавочке, лазание по лестнице, спрыгивание с нижней ступеньки). Постоянно подстраховывайте ребенка, будьте готовы в случае необходимости быстро его подхватить.
Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о безопасности. Более сложные упражнения следует всегда выполнять на мягкой подстилке (на ковре, траве), так же как и прыжки. Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте.
Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо. Через 1-2 секунды следует вернуть ребенка в исходное положение, лучше несколько раз повторить упражнение.
Наиболее опасные упражнения никогда не следует использовать для соревнования, их следует всегда выполнять медленно и сосредоточенно, чтобы ребенок не ослабил внимания, а взрослый не допустил оплошности в подстраховке.
Чем лучше мы научим ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, чем меньше избалуем его различными средствами создания комфорта, который ведет лишь к бездеятельной лени, тем лучше подготовим его к предстоящей взрослой жизни.
Как одеться для занятий
Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и предоставлять как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома дети могут заниматься только в спортивных трусиках и босиком, в более прохладное время и на улице — в спортивном костюме и теннисных туфлях. Особое внимание обращайте на вредные тесные резинки на поясе и под коленями (гольфы долой !), на негигиеничность использования резиновой обуви, в которой парятся ноги, на ненужные подтяжки и чрезмерно теплую одежду (нижнее белье под тренировочным костюмом), которая мешает свободе движений и не позволяет наблюдать за движениями, следить за осанкой и т. д.
Специальная одежда требуется для спортивных занятий зимой. Лучше одеть ребенка в два легких свитерка, чем в не пропускающий воздух комбинезон или тяжелое пальто. По возвращении с катания на санках или лыжах ребенка необходимо переодеть в сухую одежду, переобуть и согреть теплым питьем.
Примерные упражнения из различных групп
Оздоровительные упражнения
Птичка. Ребенок сгибает руки в локтях, пальцы касаются плеч (крылышки). Взрослый помогает ребенку выпрямить спину, поглаживая по лопаткам и притягивая локти ближе к телу. Затем ребенок выполняет прыжки на одном месте.
Посмотри на носки! Лежа на спине, ребенок поднимает ноги, поднимает голову и смотрит на носки. Взрослый исправляет положение позвоночника — ребенок должен всей спиной прижиматься к подстилке. Спустя 1 — 2 секунды ребенок медленно опускает голову и опускает ноги. Повторить 6 раз.
Часы. В положении сидя, ноги скрестно, руки на коленях, покачивание головы вперед и назад, вправо и влево (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрослый следит за прямым положением спины.
Кто сумеет? Из положения лежа на спине ребенок пытается сесть без помощи рук, взрослый помогает ему, прижимая носки ног к земле. Сидя, ребенок низко наклоняется вперед, лицом — в колени, руки касаются ступней.
Окошко. Ребенок сидя соединяет перед собой руки, образуя окошко, через которое протаскивает поочередно одну и другую ногу. Окошко не должно разорваться. Повторить до 4 раз каждой ногой.
Сядь на пятки! Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый заботится, чтобы осанка была правильной.
Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибает позвоночник в области груди, потом наклоняет голову вперед и выгибает позвоночник в грудной области. Взрослый корректирует движение, чтобы руки оставались напряженными. Упражнение способствует развитию подвижности позвоночника.
Акробатические упражнения
Едем с горки без колес. Ребенок сидя передвигается вперед на ягодицах без помощи рук (поворотами туловища).
Скамеечка. Ребенок, стоя на коленях, слегка расставив ноги, садится на землю между голенями.
Одноногая кукла. Ребенок, стоя на одной ноге, сгибает вторую ногу перед собой (за собой, в сторону и т. п.), взрослый вначале придерживает его за руки. При повторении упражнения меняется опорная нога.
Катание бочек. Ребенок на умеренно наклонной плоскости, на ровном месте и на небольшом склоне переворачивается самостоятельно из положения лежа на животе в положение лежа на спине, руки вдоль тела, у лица или за головой.
Кувырок самостоятельно. Ребенок выполняет кувырок на мягкой подстилке из стойки ноги врозь, переходя в положение сидя, согнувшись. Взрослый сначала помогает ему, придерживая за затылок. Освоив один кувырок, включают один за другим два кувырка. При этом ребенок должен сразу же после выполнения первого кувырка быстро наклониться вперед.
Воздушный полет. Ребенок, сидя на корточках, кладет руки на руки взрослого так, чтобы взрослый держал его за предплечье целиком, кисть ребенка должна находиться под мышкой взрослого. Ребенок отталкивается от земли, и взрослый по большой амплитуде переносит его в воздухе с одной стороны ковра (подстилки, газона) на другую, где ребенок легко соскакивает вниз на корточки. Упражнение повторить около 6 раз. Его цель — научить ребенка сильно отталкиваться и лететь в согнутом положении.
Подвижные игры
Соревнования по ходьбе. Взрослый соревнуется с ребенком в быстрой ходьбе по наклонной поверхности, лавочке, узкому бревну, неровной поверхности, снегу, высокой траве, в ходьбе выпрямившись на корточках и т. п. Притом взрослый следит, правильно ли идет ребенок (например, не идет ли он вразвалку), и постоянно побуждает к правильной осанке при ходьбе.
Игра с мячом. Ребенок ползет на четверенькак и головой подталкивает перед собой большой легкий мяч (надувной), руками он не должен его касаться. Игра способствует развитию подвижности всего позвоночника.
Броски в цель. В месте, достижимом для ребенка, повесьте большую мишень, например корзину или обруч. Ребенок стремится бросить мяч в мишень. повторяет броски и, таким образом, отрабатывает правильный замах и бросок. За каждое попадание ребенок получает очко. Внимание!!! Цель не должна быть расположена слишком близко, чтобы ребенку не пришлось напрягать зрение.
Упражнения с использованием снарядов
Зимой: на раскатанной ледяной дорожке. На замерзшей ледяной дорожке или на скользком снегу родители учат ребенка хорошо скользить стоя, держа его каждый за руку, тянут вперед (скольжение втроем) или один из родителей держит ребенка под мышками перед собой. Постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он разбегался и катился самостоятельно.
Игры на снегу. Любимое развлечение, как детей, так и родителей — игры на снегу: прокладывание тропинок в снегу, салки на снегу, наблюдение за следами животных и людей, лепка снежков и метание их в цель, игра в снежки. Ребенок привыкает выдерживать неприятное попадание снега, закаляется.
Весной — осенью: езда на трехколесном велосипеде, самокате, деревянной лошадке. Такая езда очень полезна для общего физического развития ребенка, но не нужно перебарщивать. Любая односторонняя деятельность чрезмерно утомляет ребенка и угрожает его росту. Например, при езде на самокате необходимо менять отталкивающую йогу, поскольку при постоянной долговременной езде с отталкиванием только правой ногой существует опасность искривления позвоночника.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.