Аутизм — что это такое?
Аутизмом называют расстройство психики, при котором наблюдается отгороженность от внешнего мира, нежелание общаться. Могут быть сложности с социальной адаптацией, человек почти не идет на контакт. Но аутизм – это не всегда полное отсутствие социальной адаптации, чаще проявляются отклонения в развитии у детей.
Очень общее утверждение, что вероятно, причина возникновения аутизма — нарушения в нервной системе и, в частности, в головном мозге. Конечно же, возникает вопрос, какие именно нарушения и с чем связаны? По этому поводу есть разные гипотезы и статистические данные наблюдений.
Есть предположение о генетическом факторе или мутации в хромосомах, соответственно, это влияние наследственности.
Есть факторы риска или факторы которые провоцируют развития аутизма.
Что касается процесса протекания беременности – употребление алкогольных напитков и наркотиков, курение, также содержание в крови тяжелых металлов, пестицидов, фенола – иногда приводит к повреждению половых гамет. Инфекционные заболевания во время беременности, недоношенность, небольшой вес новорожденного, асфексия во время родов – тоже провокация аутизма у ребенка.
Некоторые родители отмечают совпадение по времени развития аутизма с проведением вакцинации.
Один из факторов риска – преклонный возраст отца. У мальчиков аутизм встречается чаще, чем у девочек.
Однако, даже если все эти факторы исключены, невозможно гарантировать отсутствие аутизма у ребенка. В то же время, можно утверждать, что всегда присутствует фактор травмы – психической или физической, в том числе химического воздействия.
Симптомы аутизма
Нет 100%-ных аппаратных методов выявления аутизма. Физиологически аутичные дети практически не отличаются от других по весу, росту и т.д, однако, могут быть некоторые трудности с моторными навыками, сниженная общая обучаемость.
Чаще всего бывает так, что ребенок уже рождается аутичным. Это можно понять по его эмоциональным реакциям на погремушку, на распознавание лица – у аутичного ребенка отсутствует или слабый синдром оживления при виде матери.
У ребенка аутиста есть необходимость в стереотипных привычных действиях и однообразных движениях, например, покачивании всем корпусом, вращении шеи. Компульсивные действия, а также раскладывание предметов определенным образом – нужны для поддержания психического комфорта. Признаками аутизма также могут быть – отведение взгляда при разговоре, неприятие телесных объятий, однонаправленный интерес – на одну игрушку.
В подростковом возрасте одним из признаков аутизма является неспособность концентрировать внимание, агрессивные действия и высказывания, припадки ярости – считает окружающих виновными в своих неудачах, либо, когда не может выразить свои мысли и желания. Гиперактивность может вызвать сам факт того, что взрослый дает какое-нибудь задание.
Формы аутизма
Наиболее тяжелая форма аутизма – полное отвержение внешнего мира. С раннего детства у ребенка нарушен контакт с внешним миром – могут отсутствовать мимика и жесты, отсутствие речи. Такой ребенок никогда ничего не просит и практически не отвечает на просьбы – активно отвергает обращенные к нему действия.
Средняя степень аутизма – активное отвержение. Ребенок всё же проявляет некоторую активность. Имеют место однотипные движения и ритуалы, действия и занятия часто пендантично повторяются. Речь, как правило, связана с конкретной ситуацией. Важна привычная и спокойная обстановка, и если родители пытаются изменить ее, например, переставляя мебель, это рождает активный протест.
Артистический аутизм – легкая степень аутизма. Крайне редко аутичный ребенок имеет феноменальные способности, отличную память, музыкальную одаренность, способность к быстрому запоминанию и т.п. Среднестатистически же ребенок не учитывает интересы других, имеет конфликтный характер, не может нормально взаимодействовать с людьми. Речь, хотя довольно хорошо развита, сами предложения довольно длинные и мудреные. Иногда поэтому кажется, что ребенок обладает взрослым мышлением. Хотя на самом деле мышление нарушено, при сохранном интеллекте. Обучение двигательным навыкам даётся с трудом. Это самая легкая степень аутизма. Если такому ребенку уделять особое внимание, проводить с ним развивающие занятия, через некоторое время он сравняется в своем развитии со сверстниками.