Психоповеденческое направление в психотерапии
Психология поведения или «бихевиоризм» – направление психологии, возникшее, отчасти, благодаря экспериментам русского ученого Павлова, который открыл закономерность связи стимула и реакции и сформулировал концепцию условного рефлекса.
Схема условного рефлекса очень простая: при наличии повторяющегося раздражителя (стимула) в мозгу постепенно устанавливается нейронная связь между этим раздражителем и последующей реакцией: «S – R». С каждым разом, при появлении стимула, реакция возникает всё быстрее, и развивается в устойчивую форму реагирования на данный стимул. Образование устойчивых нейронных=психических связей – основа научения. Именно научение и исследования закономерностей обучения – основной фокус внимания бихевиоризма.
В дальнейшем в схему условного рефлекса стали включать промежуточные переменные: «S – Х – R». Ведь реакция зависит не только от самого стимула, но и от других факторов: внимания, представлений, склонностей, мотивов, установок, отношений и сознания. Изучение взаимовлияния этих переменных – основная задача поведенческой психологии.
Кроме приобретения новых умений, навыков, научение включает переработку и интерпретацию информации, нового опыта, мотивирование себя и других к самопознанию, пониманию.
Бихевиоризм рассматривает адаптацию как основную цель поведения, а неадаптивное поведение считается патологическим. Причиной неадаптивного поведения в парадигме бихевиоризма, является «неправильная» реакция, которая формируется в результате «неправильного» научения. Пример неадаптивного поведения – «капризный» ребенок, который получает от родителей тепло и заботу, только когда начинает плакать, становится агрессивным и тому подобное.
Причина «плохого» поведения обычно в том, что родители обращали на него внимание или брали на ручки только в критические моменты. На подсознательном уровне ребенок усвоил, что для получения внимания и удовлетворения потребностей в общении ему надо быть «плохим» — кричать, быть слабым, больным и в целом вести себя неадаптивно, так как это имеет положительное подкрепление. Такое поведение может войти в привычку у физиологически здорового человека.
Моделирование поведения – когда человек обучается новому поведению в результате наблюдения за другими людьми, «копируя» их, имитируя их социальную модель поведения.
Моделирование поведения происходит при следующих условиях:
- наблюдение за новым для наблюдателя поведением;
- поведение модели действует усиливающе или ослабляюще на поведение наблюдателя;
- поведение модели возможно усвоить и воспроизвести.
Иными словами, сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации какой-либо социальной модели. При наблюдении за моделью у наблюдателя вырабатываются новые реакции, модифицируются ранее приобретенные реакции, видоизменяется существующее поведение.
Основные факторы научения:
- наблюдение поведения других, подкрепленное стимулами;
- подкрепление последствий поведения – обратная связь;
- представление стимулов и ответной реакции во внутренней модели внешнего мира – внутренние когнитивные процессы.
Цель поведенческой психотеапии – в устранении неадаптивного поведения, в переучивании и приближении поведения к адаптивной форме. Например, такие симптомы как тревога, беспокойство, страх – путем многократного повторения и продолжительной практики заменяются релаксацией и подобными реакциями.
В настоящее время среди представителей крупных корпораций всё больше желающих управлять чужим поведением, многие находятся в поиске нужной «кнопки» у человека. И множество кнопок действительно найдено. Однако, бездумное к этому отношение, отсутствие гуманности, отрицание вечных ценностей, порой ведут не к прогрессу, а к деградации человека.
Но не всё так печально, существуют и развиваются, в том числе, в нашей стране, множество прогрессивных методик обучения для детей и взрослых, приносящие быстрые и устойчивые результаты — как в изучении естественных наук, так и в языкознании и других направлениях.
Научение в процессе психоповеденческой терапии должно быть систематическим, целенаправленным и осознаваемым психотерапевтом и пациентом. Только в этом случае возможно достижение основной цели этого процесса – рациональное управления пациента своим поведением.