Психоповеденческое направление в психотерапии

Психология поведения или «бихевиоризм» – направление психологии, возникшее, отчасти, благодаря экспериментам русского ученого Павлова, который открыл закономерность связи стимула и реакции и сформулировал концепцию условного рефлекса.

pavlov

стимул-реакция-300x210

 

Схема условного рефлекса очень простая: при наличии повторяющегося раздражителя (стимула) в мозгу постепенно устанавливается нейронная связь между этим раздражителем и последующей реакцией: «S – R». С каждым разом, при появлении стимула, реакция возникает всё быстрее, и развивается в устойчивую форму реагирования на данный стимул. Образование устойчивых нейронных=психических связей – основа научения.  Именно научение и исследования закономерностей обучения  – основной фокус внимания бихевиоризма.

В дальнейшем в схему условного рефлекса стали включать промежуточные переменные: «S – Х – R». Ведь реакция зависит не только от самого стимула, но и от других факторов: внимания, представлений, склонностей, мотивов, установок, отношений и сознания. Изучение взаимовлияния этих переменных – основная задача поведенческой психологии.

Кроме приобретения новых умений, навыков, научение включает переработку и интерпретацию информации, нового опыта, мотивирование себя и других к самопознанию, пониманию.

Бихевиоризм рассматривает адаптацию как основную цель поведения, а неадаптивное поведение считается патологическим. Причиной неадаптивного поведения в парадигме бихевиоризма, является «неправильная» реакция, которая формируется в результате «неправильного» научения. Пример неадаптивного поведения – «капризный» ребенок, который получает от родителей тепло и заботу, только когда начинает плакать, становится агрессивным и тому подобное.

Причина «плохого» поведения обычно в том, что родители обращали на него внимание или брали на ручки только в критические моменты. На подсознательном уровне ребенок усвоил, что для получения внимания и удовлетворения потребностей в общении ему надо быть «плохим» — кричать, быть слабым, больным и в целом вести себя неадаптивно, так как это имеет положительное подкрепление. Такое поведение может войти в привычку у физиологически здорового человека.

Моделирование поведения – когда человек обучается новому поведению в результате наблюдения за другими людьми, «копируя» их, имитируя их социальную модель поведения.

Моделирование поведения происходит при следующих условиях:

  • наблюдение за новым для наблюдателя поведением;
  • поведение модели действует усиливающе или ослабляюще на поведение наблюдателя;
  • поведение модели возможно усвоить и воспроизвести.

Иными словами, сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации какой-либо социальной модели. При наблюдении за моделью у наблюдателя вырабатываются новые реакции, модифицируются ранее приобретенные реакции, видоизменяется существующее поведение.

Основные факторы научения:

  • наблюдение поведения других, подкрепленное стимулами;
  • подкрепление последствий поведения – обратная связь;
  • представление стимулов и ответной реакции во внутренней модели внешнего мира – внутренние когнитивные процессы.

Цель поведенческой психотеапии – в устранении неадаптивного поведения, в переучивании и приближении поведения к адаптивной форме. Например, такие симптомы как  тревога, беспокойство, страх –  путем многократного повторения и продолжительной практики заменяются релаксацией и подобными реакциями.

gde u nego knopkaВ настоящее время среди представителей крупных корпораций всё больше желающих управлять чужим поведением, многие находятся в поиске нужной «кнопки» у человека. И множество кнопок действительно найдено. Однако, бездумное к этому отношение, отсутствие гуманности, отрицание вечных ценностей, порой ведут не к прогрессу, а к деградации человека.

Но не всё так печально, существуют и развиваются, в том числе, в нашей стране, множество прогрессивных методик обучения для детей и взрослых, приносящие быстрые и устойчивые результаты — как в изучении естественных наук, так и в языкознании и других направлениях.

Научение в процессе психоповеденческой терапии должно быть систематическим, целенаправленным и осознаваемым психотерапевтом и пациентом. Только в этом случае возможно достижение основной цели этого процесса – рациональное управления пациента своим поведением.

 

Облако тегов

Эндрю Тейлор Стилл бег блуждающий нерв где находится вдох вегетативная нервная система регулирует взрослый выдох грудная и брюшная полость движение дыхание закаливание холодной водой занятия здоровый игра исходное положение кислород колено легкий локтевого нерва локтевой нерв лучезапястного сустава лучезапястный сустав ноги оздоровительный оздоровительный бег онемение безымянного пальца онемение мизинца парестезия положение правильный уход правый раздражение блуждающего нерва ребенок родитель руки солнечное сплетение сосудисто нервный пучок средство тонус блуждающего нерва триггерные точки туловище упражнения функции блуждающего нерва ходьба чревное сплетение Остеопатия (30)
Психическое здоровье (12)
Физкультура (15)
Народная медицина (12)
Правильное питание (8)
Симптомы заболеваний (19)
Диета (8)

Облако тегов плагина WP Cumulus от сайта "Плагины и шаблоны для WordPress" требует для просмотра Flash Player 9 или выше.